История казачества

ЧЕРНАЯ СОТНЯ: МИФЫ И РЕАЛЬЕНОСТЬ.

21 октября 2005 года исполняется 100 лет со дня "кровавого побоища", произошедшего на перекрестке улиц Киевская (ныне проспект Ленина) и Посольская (ул. Советская ) в г. Туле между революционными демонстрантами и "черносотенцами".
Что же мы знаем о "черносотенцах"? Советская историография и пропаганда создала широко распространившийся стереотип о "черносотенцах"- как о "мракобесах", "ретроградах" и "погромщиках", которые нападали на мирные рабочие демонстрации и терроризировали беззащитное еврейское население в годы первой русской революции 1905 - 1907 годов.
Однако, имеющиеся факты убедительно опровергают подобное представление о "черносотенцах". Начнем с того, что словосочетание "черная сотня" вошло в русские летописи с ХII века и употреблялось до Петровских реформ, обозначая объединение "земских" людей, людей земли, - в отличие от "служилых", чья жизнь была связана с органами государственной власти. Вновь термин "черная сотня" появился в либеральной и демократической прессе в конце ХIХ века в отношении идеологического направления, представленного лицами, ориентированными на предотвращение Революции и видевших государственное устройство России в соответствии с триадой "православие", самодержавие", народность", и носил презрительный характер. Впоследствии участники антиреволюционных крайне правых организаций охотно приняли это название и гордились им, понимая какую роль сыграла "черная сотня" в истории России. В критические для России моменты "черные сотни становились опорой Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Нижегородская "черная сотня", образовавшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников. Народный характер "черной сотни" признавал даже В. И. Ленин, который писал: "В нашем черносотенстве есть одна чрезвычайно важная черта, на которую обращено недостаточно внимания. Это темный мужицкий демократизм, самый грубый, но и самый глубокий". Вместе с тем, следует отметить отсутствие сословного признака у возникшего в начале ХХ века черносотенного движения - как противника революционных сил, основатели которого стремились в тяжелое для России время возродить древнюю традицию объединения "земских людей" - "черные сотни".
Миф о том, что "черносотенцы" - это сборище людей "дремучих", грубых, "неотесанных" и т. п., с которыми "интеллигентные", "передовые" люди не могут иметь ничего общего, разрушается участием в черносотенных организациях таких авторитетнейших деятелей науки, культуры и Церкви - как филологи Соболевский А. И., Никольский Б. В., Грот К. Я., святые протоиерей Иоанн Кронштадтский, будущий патриарх Московский и Всея Руси Тихон, митрополит Храповицкий А. П., историк академик Лихачев Н. П., историк византинист Кондаков Н. П., музыкант, создатель первого в России оркестра народных инструментов Андреев В. В., крупнейший медик профессор Боткин С. С., великая актриса Савина М. Г., живописцы Маковский К., Рерих Н., ботаник академик Комаров В. Л. впоследствии - президент Академии наук, книгоиздатель Сытин И. Д. Кроме указанных лиц близких по своим убеждениям к идеалам "черносотенства" были: выдающийся химик Менделеев Д. И., художники Васнецов В. М, Нестеров М. В. Известных во всем мире русских религиозных философов Бердяева Н. Булгакова С. Н., Розанова В. В., Флоренского П. А., выступивших в знаменитом сборнике "Вехи", многие "либералы - западники" оценивали как близких к черносотенному лагерю.
Какими же причинами было вызвано появление черносотенных организаций в России в начале ХХ века? Не вызывает сомнение, что это было связано с революционным подъемом начала ХХ века, как ответная реакция на антигосударственную деятельность "либералов" и "революционеров".
Первая организация, которую по идеологической направленности можно отнести к "черносотенцам", была создана в 1900 году патриотически-настроенной интеллигенцией, получив название Русское Собрание. Руководители новой организации отмечали, что "первая мысль об учреждении Русского Собрания возникла в октябре 1900 года, когда кружок лиц, убедившись в опасности, которую представляли для русского дела, космополитичность высших слоев высшего общества, признал желательным дать жизнь националистическому кружку". Согласно уставу, утвержденному 26.01.1901 года, задачами Русского Собрания было изучение явлений русской и славянской народной жизни в ее настоящем и прошлом; разработка вопросов словесности, художества, народоведения и народного хозяйства…
Революционные события 1905 года заставили патриотов искать методы противодействия надвигавшейся Смуте путем формирования идеологической программы и привлечения широких народных масс, что обусловило создание ряда черносотенных организаций.
Так Союз Русского Народа, в адрес которого чаще всего обычно звучат обвинения в еврейских погромах, был образован в ноябре 1905 года. Хроника же еврейских погромов в России показывает, что пик погромов пришелся на октябрь 1905 года, что подтверждается исследованиями еврейского историка Пасманика Д. С. "17 октября 1905 года, - писал Пасманик Д. С.,- был опубликован Высочайший Манифест, обещавший новое государственное устройство, а с 18 октября начались погромы… Погромы в разных местах произошли почти одновременно: между 18 и 29 октября… После октябрьских дней погромы произошли… в Тальсене, Белостоке и Седлеце." Достаточно ознакомиться с географической картой, чтобы убедится в том, что Белосток и Седлец - это чисто польские города, а Тальсен - ныне Талсы - латышский, где русского населения почти не было и соответственно черносотенные организации никаких позиций там не имели.
Итак, Пасманик Д. С. пришел к выводу, что в октябрьских погромах роль детонатора сыграл Манифест 17 октября 1905 года, который - как следует из многочисленных свидетельств - создал в стране всеобщую атмосферу безвластия, вседозволенности, безнаказанности, чем воспользовались революционные силы для усиления нажима на самодержавие, восприняв Манифест - как слабость власти.
Видный кадет Маклаков В. А. вспоминал о собрании, состоявшемся 18 октября 1905 года в Московской консерватории: "В вестибюле уже шел денежный сбор под плакатом "На вооруженное восстание" На собрании читался доклад о преимуществах маузера перед браунингом".
Пасманик Д. С. считал, что "нельзя приписывать октябрьские погромы исключительно определенной организации".
Таким образом, обвинение "черносотенцев" в погромах представляются несостоятельными.
На этом фоне примечательно заявление Союза Русского Народа от 10 ноября 1905 года: "Союзу Русского Народа в лице его Главного совета и местных отделов до сего времени приходилось прилагать немалые усилия к тому, чтобы предотвратить проявления дикого насилия самосуда со стороны угнетенного евреями и крайне негодующего населения, особенно в Юго-Западном Крае, и таким образом евреи в некоторых случаях обязаны мирным исходом недоразумений исключительно сдерживающему влиянию Союза Русского Народа".
Более того, анализ статистики жертв погромов приводит к неожиданным на первый взгляд выводам. В ходе октябрьских столкновений погибли 1622 человека, и евреев среди погибших было 711 , ( 43 % ), а ранены были 3544 человека и в их числе 1207 евреев ( 34 % ).
В какой то мере эти "странные" цифры разъясняет очевидец октябрьских погромов в Одессе еврейский писатель Исаак Бабель: "Евреев били на Большой Арнаутской. Тогда наши вынули… пулемет и начали сыпать по слободским громилам".
В Нежине, уездном городе Черниговской губернии, были задержаны Янкель Брук, Израиль Тарнопольский и Пинхус Кругерский, которые разбрасывали воззвания на русском языке: "Народ! Спасайте Россию, себя, бейте жидов, а то они сделают вас своими рабами". Одновременно с этим в Чернигове распространялись воззвания на еврейском языке, призывавшие "израильтян" вооружаться. В октябре 1905 года они шли на демонстрациях под знаменами "Наша взяла", Сион..."
Нет необходимости говорить, что подобные действия не способствовали нормализации обстановки, а провоцировали эскалацию насилия. Достаточно было малейшего повода, чтобы возбужденная толпа отреагировала насильственными действиями. Многочисленные свидетельства по всей России говорят о том, что кровавые столкновения между революционерами и патриотами возникли после того, как патриотические манифестации были обстреляны революционерами.
Примерно по такому же сценарию разворачивались революционные события и в г. Туле. Не позднее 9 октября 1905 года выходит листовка № 81 Тульского комитета РСДРП с призывом следующего содержания: "Готовьтесь к вооруженному восстанию, крестьяне и рабочие! Собирайтесь в дружины, добывайте оружие, собирайте силы для решительной борьбы. Выбирайте руководителей из деревенской бедноты, составляйте кружки для руководства восстанием, составляйте революционные крестьянские комитеты. Разъясняйте всем единомышленникам, за что боретесь вы, сходитесь ближе с городскими рабочими социал-демократами. Отказывайтесь платить подати и налоги, отказывайтесь отдавать ваших сыновей в солдаты, отказывайтесь подчиняться земским начальникам и всяким начальникам вообще, поставленным от царя. Выбирайте собственных начальников, устраивайте свое собственное самоуправление, свой собственный суд.
21 октября 1905 года исполнялась годовщина воцарения Николая II на престол. Патриотически-настроенное население г. Тулы решило организовать верноподданническую демонстрацию. В ответ на эту демонстрацию Тульский комитет РСДРП решил организовать митинг в Кремлевском саду. С утра 21 октября 1905 года патриоты собрались в Кремлевском соборе, отслужили молебен. После этого демонстранты с царскими портретами, иконами, флагами направились вверх по ул. Киевской (ныне пр-т Ленина) к дому губернатора Осоргина М. М. на перекрестке ул. Верхне-Дворянской (ул. Гоголевская) и ул. Николаевской (ул. Свободы). От дома губернатора патриоты боковыми улицами спустились на ул. Посольскую (ул. Советская). В это время, боевая дружина РСДРП, построив в Кремлевском саду баррикады, двинулись с красными флагами по ул. Киевской к дому губернатора, при этом часть из них была вооружена огнестрельным оружием, остальные палками от скамеек. После переговоров с губернатором революционеры решили вернуться обратно к Кремлю по ул. Киевской. На перекрестке ул. Киевской и ул. Посольской революционеры встретились с патриотической манифестацией. Пытаясь проложить себе дорогу к Кремлю, революционеры открыли стрельбу по своим противникам. После того как в рядах последних появились убитые и раненые, прискакавшие казаки стали стрелять по революционерам, после чего те обратились в бегство.
Таким образом, казакам удалось, в какой то мере прекратить кровавое побоище, погасив начавшееся разгораться пламя Гражданской войны в Туле.
Октябрьские события в Туле заставили местных патриотов также как и по всей России создавать свои организации.
Так в декабре 1905 года в г. Туле был образован черносотенный Союз русских людей за Царя и порядок. Появление черносотенной организации не осталось незамеченным революционерами. Из листовки-бюллетеня №73 Тульского комитета РСДРП, вышедшей не ранее 10 декабря 1905 года, мы узнаем: "В субботу 10 декабря всеобщая политическая забастовка распространилась на линию Московско-Курской ж. д. Забастовавшие собрались в столовой для выяснения современного политического положения, значения всеобщей политической забастовки, возможности и необходимости ее осуществления в г. Туле. На воскресенье утром было назначено собрание в столовой. На него явилось около 300 железнодорожных рабочих и служащих. Был поднят вопрос, какие причины помешали явиться на собрание массе остальных товарищей. Выяснилось следующее: с некоторых пор в Туле образовалось сообщество черносотенцев, наименовавшее себя "Тульским союзом за царя и порядок"…
Оставался единственный путь - разгонять гнусную шайку…
Тут же выделились из числа присутствующих те, кто имел оружие. Отправились к школе. Делегат собравшихся перед школой проник внутрь, на собрание, и от имени забастовавших рабочих потребовал расходиться. Жандарм бросился на делегата с нахальным окриком: "Хватай этого негодяя". Тогда товарищ делегат выстрелил из револьвера в потолок школы. Жандармы бросились врассыпную, поднялась паника, собравшиеся разбегались, делегат вернулся к ожидавшим перед школой товарищам, и те, давши залп в воздух, намеревались расходиться.
Один из жандармов начал в это время из-за двери стрелять в расходившихся, началась стрельба и с их стороны. После нескольких выстрелов собравшиеся разошлись, считая свою задачу выполненной.
Спустя 20-25 минут после их удаления прибыли казаки.
Современник тех событий настоятель тульской Александро-Невской церкви протоиерей Капитон Виноградов делает запись в своем дневнике от 14 декабря 1905 года: Железные дороги бастуют с восьмого октября. Ходят одни товарные поезда. В Туле, когда в церкви на вокзале служился молебен служащими, не примкнувшими к забастовке, забастовщики стреляли в окна, навели панику, и те разделились… Образовался союз русских людей "За царя и порядок". Мои братья Ваня и Лев энергично действуют. В Москве совершаются ужасы. Улицы революционерами заграждаются баррикадами. Войска стреляют из орудий картечью в дома, где засели революционеры; последние выкидывают белый флаг и сдаются. На одной из колоколен поставлены пулеметы. Жизнь стала. Полная революция. Во многих местах разграбляют имущество. Господи! Спаси Русь.
Чем же можно объяснить столь яростные нападки "либералов-западников" и революционеров всех мастей на "черную сотню"? Причина в том, что "черносотенцы" были, пожалуй, единственной в России политической силой в начале ХХ века, которые предвидели к каким неисчислимым бедствиям приведет Россию грядущая Революция. Осознав эту опасность, они пытались выработать для России не революционный, а эволюционный путь дальнейшего развития с учетом уникального исторического опыта и на основе традиционных для России духовных ценностей. "Черносотенцы" вступили в спор о месте России в мировой истории со славянофильских позиций. "Если бы были живы апостолы славянофильства Хомяков, Аксаков и другие с одной стороны, и Катков, граф Толстой Д. А. с другой стороны, то все они были бы в наших рядах". (Вестник Союза Русского Народа. 1910 г. 11 февраля.) Кто оказался прав в этом историческом споре делать вывод нам. Будущее России в наших руках!


Кондаков К.Н.

Hosted by uCoz