Статус и кодекс чести казака

Атаман ТоРКВ Черкасов А.М.

Главная страница

 

Признаки выделяющие, казака из остальной массы населения
сформулированы в статусе казака и основанном на нем кодексе чести
казака.


1. Казачество выросло из общинного бытия, для которого коллективное выше личного. Оно подчиняется воле коллектива, независимо от своего общественного положения, происхождения, образования, прошлых заслуг.
2. В казачьем коллективе все равны, нет привилегированных сословий и лиц.
З. Казак вправе заниматься любой деятельностью, полезной для казачества, но не вправе нарушать вековые нормы казачьей и православной этики, определяющие быт и жизнь общины, взаимоотношения ее членов:
- не проходи мимо беззакония и произвола, потому что казак в самоуправляющей общине носитель власти и порядка;
- не совершай дурных поступков и удерживай от них других: будь честен и прав дне, не бойся пострадать за правду;
- чти старших, убеждай равных, помогай слабым, заботься о родителях;
- честь и доброе имя дороже жизни - имей достоинство, уважал других, не унижай себя, чинопочитание и лизоблюдство не в натуре казака, будь постоянен во всем и держи слово, но, гордясь собой, не будь гордецом, даже в мыслях не допускай, что ты выше братьев казаков;
- будь критичен к себе - прежде чем указать другому на соринку в глазу, посмотри, нет ли в твоем бревна;
- не будь пустословом и забиякой; не держи в сердце зла и мирись с соперником, первым протяни руку;
4. Казак служит, в первую очередь, своему братству, казачьей общине, а потом России.
5. Россия для казака – это единый дом восточного славянства, которое по традиции плодотворно сотрудничает со всеми другими народами на принципах равноправия, взаимного уважения и гостеприимства.
6. Казак служит России сознательно, понимая разницу между власть имущими и народом.
7. Природа - общий дом казака, содержи этот дом в чистоте и порядке, спрашивать с нерадивых - обязанность казака.

Институт изгоев у казаков имел своеобразные, специфические формы, со смещенной доминантой при гибком отношении к вере, и, в большинстве случаев, с опосредованной реализацией.
Наряду с христианской верой в среду казачества допускались иноверцы после их крещения, а отдельным формированием иноверцев, входящих в состав казачьего войска, предоставлялась определенная религиозная автономия.
Доминанта работала на создание уникального казачьего уклада жизни, самоорганизации, обостренного духа свободы (вольницы), профессионального мастерства и самообеспечения.
Казачья община (братство) изгоняла из своей среды трусов. подхалимов, жадных, лентяев, но это случалось редко и своеобразно. Чаще использовались опосредованные методы. За нарушение казачьих традиции виновного лишали земельного надела и он вынужден был идти в батраки, но поскольку в своей станице это было большим позором, то такой изгой был вынужден сам уходить в другую местность. Кроме того, в соответствии заведенным обычаем, каждый казак обязан был обеспечить себя конем оружием и формой. Если он не мог обеспечить себя конем со сбруей, то попадал в пластуны, что не исключало его из общины, но ущемляло его достоинство и поэтому побуждало быть лихим в бою, чтобы добыть коня или трофеи, и не быть лентяем в мирное время.


Hosted by uCoz